Абакус и ментальная арифметика.
Онлайн тренажер "Угадайка".

Интерактивный обучающий курс для детей и взрослых.

На главную

Абакус. Сложение в пределах 9. Когда бусинок хватает.

Чтобы научиться считать на абакусе (соробане), начинать нужно с самых простых примеров. Как и везде, двигаться нужно от простого к сложному. И самое простое, что можно делать на абакусе - это складывать числа от 1 до 9. 

Здесь тоже могут возникнуть некоторые трудности, но пока не будем обращать на это внимание. Трудности возникают с переходом через 5, когда бусинок может не хватить. Это такие примеры как 4+2, 3+3, 4+6 и.т.д. Как решать такие примеры на абакус - это тема другого материала. Пока же мы смотрим самые простые действия.

Для сложения от 1  до 9 нам понадобится всего один вертикальный ряд на абакусе. На этом этапе мы можем взять любой из них, особой разницы сейчас нет.

Давайте вспомним состав ряда.

На одной спице  абакуса  расположено пять бусин: одна в верхнем ряду, над расчетной линейкой и четыре бусины под расчетной линейкой.

Верхнюю бусинку часто называют "братом". Если бусинка "Брат" находится в положении ровно к верхней части рамки абакуса- это число 0.  А если бусинка "Брат" находится в положении  к расчетной линейке – это число 5.

Четыре же бусинки вертикально в ряду под расчетной линейкой – это Друзья.

Первая бусинка поднятая в положении к расчетной линейке – это  число 1.

Сочетание  поднятых вверх первой и второй бусинки (или двух друзей) в положении к  линейке – это число 2.

Сочетание поднятых вверх первой, второй и третьей бусины в положении к расчетной линейке –это число 3.  

Все же четыре бусинки поднятые  к расчетной линейке – это число 4.

Теперь к принципу сложения чисел на абакусе.

Принцип здесь довольно простой. Каждый «друг» это 1. Это как учат складывать яблоки в первом классе – было одно яблоко, к нему прибавили еще одно. Посчитайте сколько получилось.

Сначала выставляем на абакусе первое число (поднимая его вверх) например число 2, затем поднимаем к нему то число бусинок, которые нужно сложить и считаем общее количество бусинок.

Давайте начнем с самых простых примеров, в которых будут участвовать только «Друзья».

Что это за примеры все возможные варианты… (1+1, 1+2, 2+1,1+3, 3+1, 2+2)

Например решим 1+1

          1                     

1 шаг :Установка 1-го слагаемого ( Единицы)

К разделительной полоске на абакусе поднимаем одну бусинку (друга) вверх. Это наше первое слагаемое Единица.

2 шаг: Установка 2-го слагаемого ( Единицы)

Подтягиваем к первой бусинке (другу) еще одного друга . Это и  будет вторым слагаемым в примере.

3 шаг: Читаем сумму. В сумме 1+1= 2. Ответ: 2

Теперь попробуем решить 2+2

          1                     

1 шаг: Установка 1-го слагаемого (Двойки)

К разделительной полоске на абакусе поднимаем две бусинки ( два друга) вверх. Это наше первое слагаемое Двойка.

2 шаг: Установка 2-го слагаемого

Подтягиваем к двум бусинкам  еще две бусинки вверх. Для детей можно объяснить так : два друга позвали к себе еще двух своих друзей. Это и  будет вторым слагаемым в примере.

3 шаг: Читаем сумму. В сумме 2+2=4. Ответ: 4

Если вы еще не умеете выставлять числа на абакусе (соробане), подробнее об этом можно почитать здесь.

Теперь давайте рассмотрим более сложные примеры с участием «Брата». 

Это такие примеры как (5+1, 7+2, …).

Решим пример 5 +1

          1                     

1шаг : Установка 1-го слагаемого (Пятерки)

К разделительной полоске на абакусе  опускаем  одну бусину  вниз . Это наше первое слагаемое Пятерка

2 шаг: Установка 2-го слагаемого (Единицы)

К разделительной полоске на абакусе поднимаем одну бусину (друга) вверх по спице. Это наше второе слагаемое Единица.

3 шаг: Читаем сумму. В сумме 5+1= 6. Ответ: 6

Хотя «Брат» - это одна бусинка, но ее воспринимают как число 5. Нужно представить себе, что как будто у нас есть 5 яблок, если говорить о том же примере с яблоками.

Теперь, добавляя «друзей» к «брату» мы можем на том же принципе выполнять операции сложения.

Сначала выставляем одно число, например 7 (установим бусину Брат  к разделительной  линейке вниз + два друга вверх)  и затем, не убирая , добавляем то число бусинок, которые нужно прибавить, например число 2 (это еще два друга вверх) . Получаем итоговое число, которое вы уже можете распознать, если вы владеете навыком чтения чисел на абакусе.

Принцип счета от 1 до 9 на абакусе довольно простой. Берем одно число и просто прибавляем к нему другое. Было 2 яблока (выставляем 2 бусинки), добавили 2 яблока (добавили еще 2 бусинки), получилось 4.

Как видите, ничего сложного в этом нет. Самое главное нужно включить немного воображения и от подсчета реальных предметов переключиться на бусинки абакуса и у вас все получиться.

Это развивает образное мышление и позволяет относиться к примерам не как к «сухим» цифрам, а как к конкретным физическим предметам. Производя операции с образами, а не цифрами, вы значительно увеличиваете скорость счета.

Плюс  этого метода еще и в том, что в процессе освоения, вы развиваете внимание, память и быстроту решения разнообразных задач. 

Удачи!